Тихвинский храм г. Троицка




Церковное новолетие и календари

Составил священник Николай Степанычев

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г Назарет пророчество Исаии о наступлении «лета Господня благоприятного». (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник». И по сей день в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это Евангельское зачало о проповеди Спасителя.

На Руси по принятии христианства гражданский год начинался в марте. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора. Официально 1 сентября стало отмечаться как церковно-государственный праздник лишь в XV веке. Существовал особый торжественный чин новолетия с участием первоиерарха Церкви и государя.

Прекращение совершения такого чина л связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета». * * * В настоящее время на нашей планете действует около 40 календарей — как гражданских, так и религиозных. У каждого из них своя история возникновения и развития.

Большая часть мира пользуется григорианским календарем, он является официальным и в Российской Федерации, но с небольшими особенностями (в России григорианский календарь введён в 1918 году). Эти особенности выражаются в праздновании Рождества Христова и Нового года. В нашей стране помимо официальной даты начала нового года 1 января существует неофициальная традиция отмечать так называемый Старый Новый год 14 января. Рождество Христово в отличие от стран Европы и Америки, где оно празднуется 25 декабря, приходится на 7 января. Такая разница возникла вследствие того, что Русская Православная Церковь свою богослужебную жизнь выстраивает на основе юлианского календаря. Читатель, наверное, знает, что его еще называют «старым стилем», тогда как «новым» именуют григорианский календарь. Теперь давайте разберемся, в чем состоит отличие этих двух календарей и расскажем об еще одном – новоюлианском – календаре, по которому живет часть православных церквей в других странах.

Календарь— это система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения видимых небесных тел. Основными календарными единицами являются год, месяц, неделя, день. Солнечный год определяется как промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Его исчисление основывается на том, что действительное движение Земли по орбите отражается в видимом движении Солнца на небосклоне. В истории человечества наиболее важную роль сыграл тропический год, представляющий собой промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия на небосводе. Его продолжительность составляет 365,242199 суток. Это дробное число, поэтому по истечении 365 ней остается «довесок» продолжительностью в 5 ч. 48 мин. 46 с.

Человек привык мыслить целыми числами, поэтому возникла необходимость создать такую календарную систему, которая позволяла бы реализовать на практике указанную продолжительность года, используя целое число дней. Однако осуществить эту задачу очень сложно. Проблема в том, что если мы хотим достигнуть большей точности, то необходимо создать более сложный календарь, и наоборот — чем проще календарь, тем больше его неточность.

В истории человечества наиболее простым и ясным был, вероятно, египетский календарь, предшественник юлианского. Египтяне пошли по наиболее легкому пути: в их году всегда было 365 дней. Однако за такую простоту пришлось платить точностью. Продолжительность тропического года, как уже было сказано, составляет приблизительно 365,2422 дня, поэтому этот календарь давал «ошибку накопления» в 1 день каждые четыре года (1/(365,2422-365)=4). В такой системе определенная фиксированная дата (например, день весеннего равноденствия) постепенно сдвигалась и «блуждала» по календарю, переходя с весны на лето, осень, зиму и, совершив полный цикл за 1460 лет, возвращалась на свое исходное место.

Такой календарь был очень неудобен, поэтому римский император Юлий Цезарь по предложению ученого Созигена произвел реформу календаря (45 г. до Р. Х.) Этот, позже названный юлианским, календарь был реализован через использование системы високосных дней, добавляемых каждые 4 года. Таким образом, реформу произвели путем искусственного усложнения египетской системы. Такое схематическое решение позволило более точно приблизиться к дроби 365,2422, т.к. продолжительность юлианского года составляет 365+1/4=365,25 дней. Но это улучшение было снова лишь приближением, т.к. неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128). Увеличение точности более чем в 30 раз по сравнению с египетским календарем было достаточным основанием для того, чтобы не делать дальнейших усложнений структуры и не принимать эту погрешность во внимание. Вероятно, Созиген не предполагал, что его календарем будут пользоваться в течение еще нескольких тысячелетий.

Однако с течением времени становилось все более очевидно, что и этот календарь неточен. Не надо было быть великим астрономом, чтобы понять, что дата весеннего равноденствия постепенно смещалась на более ранние даты. И если этот факт был замечен довольно рано, практические попытки нового улучшения начались лишь с XIII в., когда на Западе возник новый интерес к астрономии. Ошибка была замечена и на Востоке, где Григор Никифор и Исаак Аргир, византийские авторы XIV в., также составили сочинения, в которых указывали на эту неточность. Однако византийцам не суждено было решить эту проблему: Константинополь пал в 1453 году под ударами турок.

На Западе в 1573 г. папа Григорий создал специальную комиссию, которая после десятилетней работы предложено усложнить систему вставки високосных дней. В течение 400лет их количество уменьшалось на 3, т.е. 100, 200 и 300 годы каждого четырехсотлетия не были високосными, 400 же год оставался високосным. Этот календарь был введен в употребление в 1582г., из него были «выброшены» 10 дней, и после 4 октября шло сразу 15 октября. В результате было получено еще одно приближение к длине тропического года: 365+97/400=365,2425, т.е. ошибка такого календаря составляет 1 день за 3333 г. (1/(365,2425-365,2422)=3333). Эта реформа, в отличие от реформы юлианской, была церковной и распространялась только на католические государства Европы. В настоящее время разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней, и она увеличится до 14 дней в 2100 г.

Еще одно важное улучшение и одновременно усложнение календаря было предпринято в 1923 г., когда в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей. Широко распространенным ныне является заблуждение, согласно которому это совещание приняло григорианский календарь. На самом деле, его участники утвердили исправленный юлианский или так называемый новоюлианский календарь. Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Продолжительность такого года составляет 365+218/900=365,24222, т. е. ошибка в 1 день в нем будет накапливаться по истечении более чем 40000 лет.

Малоизвестным является факт, что этот календарь был формально введен патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви в 1923 г. Однако это введение вызвало нестроение в церковном народе, поэтому святой патриарх Тихон позже издал распоряжение, которым введение нового стиля в церковное употребление было временно отложено.

Таким образом, на сегодняшний день в христианском мире существует 3 основных календаря: григорианский, юлианский и новоюлианский. Как было сказано в начале, григорианский календарь является официальным в большинстве стран мира. Им руководствуются в своей богослужебной жизни католики и протестанты. Юлианским календарём пользуются православные христиане Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской церквей и монастыри святой горы Афон. В этих церквях григорианский календарь принято называть новым стилем, а юлианский – старым. Остальные поместные православные церкви отмечают непереходящие праздники по новоюлианскому календарю, который до 2800 года полностью совпадает с григорианским.

Расписание

19.04 Пт.

09:00 - Литургия Преждеосвященных Даров

18:00 - Утреня с Акафистом.

20.04 Сб.

07:30 - Часы.

08:00 - Божественная литургия. Панихида.

16:00 - Всенощное бдение.

21.04 Вс.

08:00 - Молебен о болящих.

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия.

16:00 - Соборование

Новости

Мысли великих

Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни - смерть.

Игнатий Брянчанинов

Объявления

Пожертвование на уставную деятельность