Тихвинский храм г. Троицка




Покров Пресвятой Богородицы

День памяти: 14 октябряПокров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова – один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский (до середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников). В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всё ещё недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.
В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден "варварами" (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.

Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия – риза Богоматери и часть Её пояса, совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им "величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома <апостол Иоанн Богослов> поддерживали Ее своими руками... Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. ...По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там".

Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.
На Руси исторически конкретный смысл "покрова-защиты" жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как "Покров Богоматери над Русской землей" – местом особого почитания Царицы Небесной.
Сам праздник Покрова появился на нашей земле, вероятно, в XII в. При этом считается (но теперь это подвергается сомнению), что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли.
Вообще же календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована, хотя существует немало работ. Тем не менее, ясно, что традиционная (и горделивая!) точка зрения на то, что это "чисто русский праздник", основанный Андреем Боголюбским и неведомый грекам и другим христианам, – ошибочна.

Достаточно вспомнить об обстоятельствах появления первого – и единственно дозволенного церковным уставом! – акафиста "Взбранной Воеводе..." Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается св. Роману Сладкопевцу, жившему еще в VI веке; поэтому он и изображается на некоторых иконах Покрова. Ученые указывают на почитание в византийской традиции мафориона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь (а не наоборот!). Да и служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахернском храме (2/15 июля) и с текстом акафиста Божией Матери.

Греки и западные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу (было бы странно в этом сомневаться!) вне зависимости от единичного и локального константинопольского события X столетии. Общий для всех христианских народов смысл праздника — милосердная защита Богородицей людей, города, страны — выразилась у нас в символе Покрова, у греков — в символе Скепе (Защита, Прикрытие), у католиков — в символе Pallium’а, т. е. Плаща Богородицы.
У многих возникает вопрос: что же Богоматерь распростёрла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор?

К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и удерживается в богослужебных текстах ("покрый нас Своим омофором" и др.). Божия Матерь – не епископ и тем более не дьякон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определенные моменты архиерейской Литургии. В греческом тексте жития стоит слово мафорион; это – большой женский платок-покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.
Простой русский народ, не слишком обременяющий себя знаниями, переосмыслил "покров", ставший календарной вехой, как нельзя более прагматично. Это время свадеб, первое зазимье. "Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду! Бел снег землю прикрывает: не меня-ль молоду, замуж снаряжает? Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!" – припевают истомившиеся красные девицы. Понять их можно, особенно сейчас. Желаем не отчаиваться и ждать своего достойного суженого. Быть может, он еще появится в "крещенский вечерок"?

Литература: Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // ЖМП. 1983. №№ 10 и 11; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995(приложение: История вопроса о происхождении праздника Покрова); Рубан Ю. Покров Пресвятой Богородицы // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 10.
Ю. Рубан

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.

Расписание

27.12 Пт.

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

28.12 Сб.

07:30 - Часы.

08:00 - Божественная литургия. Панихида

16:00 - Всенощное бдение

29.12 Вс.

08:00 - Молебен на новолетие

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

Новости

Мысли великих

В наших разговорах не должно быть никакой грубости, ибо скромность и целомудрие обыкновенно украшает умных людей более, чем дев. Боголюбивый ум есть свет, освещающий душу, как солнце - тело.

Антоний Великий

Объявления

Пожертвование на уставную деятельность