Тихвинский храм г. Троицка




Священномученик Феодор (Грудаков)

Священномученик Феодор Грудаков Житие священномученика Феодора (Грудакова)

Свщмч. Феодор (Грудаков) был настоятелем нашего храма вплоть до его закрытия в 1930 году. В 2004 году он был прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских. Вот его житие, составленное по материалам уголовных дел...

Священномученик Феодор родился 13 февраля 1889 г. в деревне Песья Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Грудакова. После окончания в 1905 г. Перервинского духовного училища Феодор поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1911 г. после окончания семинарии он был рукоположен во священника к Тихвинскому храму в село Богородское-Ватутинки Подольского уезда.

В 1919 г. в Подольском уезде началось восстание против большевистской власти, часть населения организовала вооруженный отряд, которым руководил некто по фамилии Зеленый. Отец Феодор на несколько месяцев был призван в тыловое ополчение Красной армии, но с июня 1919 г. продолжил свое служение в Тихвинском храме.

15 августа 1930 г. отец Феодор был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Один из свидетелей, священник Сергей Горский, рассказал: "Священник Грудаков в декабре 1929 г. прислал мне письмо, где писал: "утешать и успокаивать не буду, потому что и сам в неопределенном положении, но я все-таки чувствую себя сейчас спокойно. Да подумай: волнуясь, можем ли мы улучшить свое положение? Ведь мы вне закона. Слухов о нас везде много, но доверяться этим слухам рискованно. Меня вызвали в ОГПУ, шпиговали там около двух часов, по-видимому, им хотелось обвинить меня, но не удалось. Пусть воинствующее безбожие объявило поход против Церкви, но декретом нам разрешено организовывать общины, отнимут храм, будем совершать богослужение по домам... не унывай, будем верить, что сверх сил Бог испытаний не пошлет, а умирать когда-либо придется". Кроме того, священник Грудаков, - продолжал свои показания Горский, - в период коллективизации являлся защитником и организатором всего духовенства. Поддерживая духовенство, он говорил: "Спокойствие, ибо эту власть мы переживем и будем жить, как жили раньше... в разговорах о коллективизации он выражал мнение, что для народа от коллективизации нет никакой пользы, а для нас, духовенства, это есть гибель... Он прекрасно знает все законы, и духовенство обращается к нему за справками". Другой свидетель - священник Владимир Беляев - из-за страха оговорил отца Феодора в том, что слышал от него антисоветские высказывания. Во время допроса отец Феодор, понимая, что любое слово о ком-либо может отрицательно сказаться для этого человека, пожелал отвечать на все вопросы следователя сдержано.

– Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю. В практике моей службы как священника Богородской церкви никогда не произносил никаких проповедей, касающихся положения в стране, а также на темы антисоветского характера. Будучи аполитичным, в личных беседах с крестьянами я никогда никаких недовольств по отношению к советской власти не высказывал, в период коллективизации я никаких разговоров и бесед ни с кем не имел... Из духовенства связи ни с кем не имею, ни к кому не хожу и никто у меня не бывает, а также ни с кем никакой переписки не веду.

– Вы писали когда-либо письма священнику Горскому?

– Нет, не писал...

На следующем допросе следователь стал спрашивать об отношении отца Феодора к запрету преподавать Закон Божий в школах. "Издание декрета советским правительством о запрещении преподавания Закона Божия в школе меня обескуражило, - ответил священник. - Я психологически не мог с этим примириться, считал, что это насилие над человеческой совестью. На собрании в школе предложил послать письмо Всероссийскому поместному собору от имени верующих с просьбой ходатайствовать о разрешении проводить преподавание Закона Божия в школе. Никогда я не арестовывался. В Подольске находился с ноября 1918 по июнь 1919 гг. в тыловом ополчении, исполнял всякие хозяйственные работы. В восстании Зеленого участия не принимал и сочувственно к нему не относился... Со всеми мероприятиями советской власти я соглашался и соглашаюсь, за исключением вопроса о том, что религия - враг народа. На основании этого убеждения я среди верующих пытаюсь путем бесед и проповедей привить мысль, что религия не есть враг народа, а способна его утешить и развивать чувства милосердия и братских отношений".

В начале сентября 1930 г. следствие было закончено. Следователь, формулируя обвинительное заключение, в частности, написал: "В своих показаниях обвиняемый Грудаков не отрицает, что ведет среди населения агитацию с целью привить мысль, что религия не есть враг народа, с тем, чтобы разбить установку советской власти, что таковая - дурман".

5 сентября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника Феодора Грудакова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Наказание он отбывал на строительстве Беломорского канала и затем на строительстве Сербского порта. В апреле 1934 г. отец Феодор был освобожден. Сначала он служил в Рязанской епархии, а в апреле 1937 г. получил назначение в храм в честь святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана в селе Старая Кашира Каширского района Московской области.

В 1937 г. председатель колхоза в селе Старая Кашира послал в районное отделение НКВД с нарочным заявление, в котором просил срочно арестовать отца Феодора. Свою просьбу он мотивировал тем, что священник сорвал важное мероприятие. Вечером 3 декабря планировалось собрать колхозников для беседы о предстоящих выборах в Верховный Совет, а отец Феодор, как писал доносчик, "этот враг трудящегося народа, собрал вечерню, созвал к себе в церковь всех избирателей, огораживая себя праздником Введения". Священник Феодор Грудаков был арестован 4 декабря 1937 г. Каширским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. Свидетели, вызванные для дачи показаний, рассказали, что отец Феодор призывал людей ходить молиться в храм, и авторитет его, несмотря на непродолжительный срок служения в селе, очень высок.

– Вы арестованы за антисоветскую агитацию, которую проводили среди колхозников. Вы это признаете? - спросил следователь.

– Никакой антисоветской агитации среди колхозников я никогда не вел и виновным себя в этом не признаю.

– Вам зачитываются показания свидетеля, уличающие вас в антисоветской агитации. Вы эти показания подтверждаете?

– Нет, не подтверждаю. Никогда антисоветской агитации я не вел.

В тот же день следствие было закончено. Отца Феодора перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Феодора к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря 1937 г. с этапом заключенных отец Феодор прибыл в Самарлаг НКВД, где и умер от непосильного труда и голода 26 ноября 1940 г. и был погребен в общей безвестной могиле.

Память священномученика Феодора совершается в день его мученической кончины 14 (27) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Молитва священномученику Феодору (Грудакову) Икона священномученика Феодора Грудакова

О избранник и угодник Христов, священномучениче отче Феодоре, Церкви нашей похвала и утверждение, земли нашей Богу приношение и о пастве твоей горячий молитвенниче!

Ты в годину гонения безбожного из сокровищницы души твоей спасительное исповедание изнесл еси и свидетельство верности пастве твоей явил еси; ты малодушных и колеблющихся укреплял и учил надеятися на милость Господа нашего Иисуса Христа; ты братию и паству твою видеть правду и не боятися учил еси; ты по слову апостола страдание Христово на себе понесл еси и перед лицом страшной смерти безвестной верность Пастыреначальнику Христу сохранил еси, душу твою за Христа и овец Его полагая!

Ныне призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебя призывающих! Моли о нас Господа нашего Иисуса Христа, да простит нам прегрешения наши и дарует нам верность и мужество, дабы помнить и исполнять заповеди Его и во всем искать и творить волю Его!

Буди всем нам образцом веры и вождем духовным, болящим буди предстателем и врачом изрядным, печальным буди утешение, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердный отец и горячий молитвенник, да молитвами твоими устоим в вере и непрестанно славим пречестное и великолепое имя Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Материалы дела 1930 г.

Материалы уголовного дела № 3267 (архивный № П-72939) 1930 г.

*
Ордер на обыск и арест сщмч. Феодора (Грудакова)
Действителен до 12 час. 17/VIII 1930 г.
Ордер № 90
Выдан: ........................................Кр. Пахор. отд. ОГПУ (Краснопахорским отделом ОГПУ)
Кому:......................................................сотруднику Бибикову
На производство обыска (подчеркнуто) (выемки, засады, обхода, облавы) в
д. № ......селе...по....Богородское... ул.
у гр.............................Грудакова Федора Егоровича (так в ордере)
с целью обнаружения....... оружия и к.р. переписки (контрреволюционной переписки)
В зависимости/Независимо (подчеркнуто) от результатов обыска гр. Грудакова Федора Егоровича задержать.
15/VIII 1930 г. Начальник райотдела ОГПУ Подпись неразборчива.
На обороте ордела надпись: Ордер мне объявлен. Ф.Грудаков
*
Результаты обыска
Обыск проведен на основании постановления об обвинении по ст. 58 п.10 УК РСФСР от 16.08.1930. При обыске нашли тетради с записями, дневники советские, серебряные деньги на 20 руб. 15 коп.
*
Протокол допроса от 16 августа
Грудаков Федор Васильевич 1888 г. рождения.
Проживает село Богородское Московской области.
Имущественное положение: дом с надворными постройками, лошадь, корова, две овцы.
Образование: окончил духовную семинарию в Москве в 1911 году.
В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
Никаких проповедей, касающихся положения в стране, а также тем антисоветского характера не вел.
В период коллективизации я никаких разговоров и бесед не имел, только был раскулачен; впоследствии все было возвращено.
С духовенством связи не имею.
Вопрос: Ваша проповедь: "Надо молиться православным, ибо настало смутное время в нашей стране"?
Ответ: "Такой проповеди-обращения я не произносил".
Вопрос: "С какой целью вы собирали советскую разменную серебряную монету?"
Ответ: "Собраны с прихожан во время службы 9 августа".
*
Показания свящ. Горского Сергея Ивановича (из Волоколамска) от 20.08.1930
В 1929 году Грудаков писал мне в письме:
"Утешать и успокаивать не берусь, потому что и сам в таком неопределенном положении, но я чувствую себя сейчас спокойно. Да, подумай, волнуясь, можем ли мы улучшить свое положение? Ведь мы вне закона. Слухов о нас еще много, но доверять этим слухам рискованно. Меня вызывали в ГПУ, шпиговали там около двух часов. По-видимому, хотелось им меня обвинить, но не удалось... Отнимут храм, будем совершать служение на домах.... Что я вступил в колхоз - слух ложный.... Не унывай, будем верить, что все благо, что Бог ни пошлет, а умирать когда-либо придется".
Грудаков в период коллективизации являлся защитником и организатором всего духовенства. Поддерживая духовенство, он говорил: "Спокойствие, ибо эту власть мы переживем и будем жить как жили раньше".
Говорил, что от коммунистов нет никакой пользы, для нас - духовенства - это есть гибель.
"Это раскулачивание есть насилие над духовенством и ничто иное как грабеж". Он прекрасно знает все законы и духовенство обращается к нему за справками.
*
Показания свящ. Беляева Владимира Николаевича от 24.08.1930
Грудакова знаю давно. Он говорил, что советская власть - это какая-то неурядица. Верха не знают, что у них делают низа. Головотяпствуют и ведут народ к возмущению. Народ голодает и страдает, терпит лишения, потому что правящие коммунисты не думают о нем. "Посмотри, они только и думают о себе и совершенно не думают о рабочих и крестьянах. Эти коллективы есть ничто иное, как заманивание крестьян в крепостное право. И чтобы затуманить крестьян, коммунисты выдумали раскулачивание... это грабеж, без которого советская власть существовать не может. Все эти неурядицы возмущают крестьян, что ведет к тому, что советской власти скоро конец, благо на них собираются иностранцы".
*
Показания Федорова Василия Владимировича
Про Грудакова ничего не знаю, ничего сказать не могу.
*
Показания Подьячевой Е.И., 1899 г. рождения (г. Рига)
После Февральской революции к нам приезжали большевики - Широков и Карпов. На собраниях обычно выступал поп Грудаков. Выступал с речами против большевиков. Даже после октябрьской революции он, Грудаков, выступал против коммунистов. Помню его высказывания: "Пришли к власти <в драных> портках, но долго не продержатся". Затем призывал верующих изучать Закон Божий после запрещения его преподавания в школах. В 1919 году во время восстания банды Зеленого Грудаков тоже участвовал в банде. Я лично видела его раз за речкой, он, отстреливаясь, убегал в кусты, когда пришли его арестовать. Свидетели могут подтвердить его участие в Зеленовском восстании - работница Татакина, Плавильщиков.
*
Показания Грудакова Ф.В. 24.08.1930
На фабрику приезжал деятель большевиков - Широков, и я на собраниях иногда присутствовал. Я не выступал. Не отрицаю, что я в один из таких моментов кому-либо сказал, что большевики пришли к власти на штыках, но это было не выступление.
Издание декрета Советского правительства о запрещении преподавания Закона Божьего меня обескуражило. Я психологически не мог с этим примириться. Считаю - это насилие над человеческой совестью. На собрании в школе предложил послать церковному совету письмо от имени всех верующих с просьбой ходатайствовать разрешение преподавания Закона Божьего в школе. Но чтобы верующие присылали детей на дом, не говорил.
В Подольске с ноября 1918 по июнь 1919 г. был в тыловом ополчении - исполнял всякие хозяйственные работы. В восстании Зеленого участия не принимал и с сочувствием к нему не относился - это была синица, пытающаяся поджечь море.
Добавлю, что со всеми мероприятиями соввласти я соглашался и соглашаюсь, за исключением постановки вопроса, что религия есть враг народа. На основании этого я путем бесед пытался привить верующим, что религия не есть враг народа, а способна его утешить и развивать чувства милосердия, братских отношений.
*
Обвинительное заключение по делу № 3267/10
Обвиняется священник Грудаков Федор Васильевич в контрреволюционной агитации, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР.
Приговорен к 5 годам исправительных работ на Беломоро-Балтийском канале

Материалы дела 1937 г.

Материалы уголовного дела № 8122 (архивный № 18065) 1937 г.

Начато 4 декабря 1937 года г. Кашира.
Грудаков Федор Васильевич проживает в селе Старая Кашира.
В графе "Имущественное положение" - ничего нет.
*
Обвинительное заключение 4 декабря 1937 года.
Свидетель Семенова: Грудаков среди колхозников вел такую к/р агитацию. "Куда вы ходите православные, на какую-то проработку в верховный совет? Все равно вас не выберут. Вы как были рабами, так и останетесь. Вам нужно почаще ходить в церковь и замолять Бога, чтобы поскорее нагрянула туча со стороны Германии и Италии, тогда нам даст Господь освободиться от проклятых коммунистов, которые отняли всю жизнь у трудового крестьянства".
Свидетель Фролова: Грудаков проповедовал: "Граждане, все мы - рабы Божии, скоро настанет день, когда всех антихристов будут выбирать в Верховный Совет, но наша с вами задача - избрать нашего человека, нашего Христа Спасителя, Троцкого"
Н.С. Успенский (обвиняемый по делу вместе с о. Феодором): Грудаков никакой пропаганды против советской власти не вел.
*
Постановление от 7 декабря 1937 года.
Приговорить Успенского Н.С. и Грудакова Ф.В. к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
Место пребывания - Самарлаг, пос. Безымянка Молотовского р-на Куйбышевской обл.

Расписание

23.11 Сб.

07:30 - Часы.

08:00 - Божественная литургия. Панихида.

16:00 - Всенощное бдение

24.11 Вс.

08:00 - Молебен благодарственный

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

25.11 Пн.
-

Новости

Мысли великих

Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут различить добро от зла; и всего злого и вредного для души они избегают, а о добром и полезном разумно радеют и делают то с великой благодарностью к Богу. Только они одни должны по правде называться умными людьми.

Антоний Великий

Объявления

Пожертвование на уставную деятельность