Тихвинский храм г. Троицка




Проповедь в Неделю о Закхее 
на Евангелие от Луки гл. 19, ст. 1-10  - о. Антоний Лакирев (23.02.25)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, эта история о том, как Закхей пытался увидеть Господа, и как Господь откликнулся, чрезвычайно важна и интересна, так как мы видим здесь много важного о том, как Господь действует, о том, как Он на наши с вами поступки, на нашу жизнь реагирует. И как это отличается о того, что мы сами об этом предпочитаем думать. У нас есть замечательная возможность посмотреть в этой истории со стороны на Христа, как Он действует.
Вот Закхей, состоятельный человек, «начальник налоговой инспекции», собственно говоря, и все его окружающие, соплеменники, его терпеть не могут, потому что руки, конечно, «намазаны клеем», к ним всё «прилипает», тут всё понятно, тут объяснять ничего не надо. Важно только, что сам Закхей это чувствует, переживает на себе это презрение окружающих, потому что всегда существуют такие правильные люди, которые уверены, что они в Бога правильно верят, а остальные живут как-то недостаточно правильно. Вот этот взятки берёт, вот тот торгует с язычниками, а кто-то вообще книжки читает каких-то древнегреческих философов, да мало ли чего мы ставим друг другу в вину. И вот поэтому самые разные люди, от богатого и высокопоставленного Закхея до последнего рыбака, вроде апостолов Петра и Андрея, чувствуют на себе этот отвергающий взгляд, презрительный.
И, кстати, заметим, глядя на эту историю, что у христиан тоже есть этот соблазн – относиться к тем, кто не верит или верит, с нашей точки зрения, неправильно, с каким-то высокомерием. И это грех! И никаких тут нет вариантов. 
Ну а Закхей совершенно удивительный оказался человек, потому что вот надо ему увидеть Иисуса (хотя спроси его зачем, он не ответит, написано, увидеть, что это за Человек, каков Он), и он бежит, лезет на смоковницу, чтобы увидеть Его. Ему надо, ему надо позарез! И это чрезвычайно важный и поучительный для нас пример. Если ты не очень чувствуешь эту потребность увидеть, встретиться с Христом, значит надо задуматься и предъявить это Богу, значит чего-то ты не чувствуешь, не знаешь, не понимаешь в Христе.
Вот у Закхея единственная надежда на Иисуса Христа, потому что он знает, что в жизни его в Храм на порог не пустят, а все попытки его оправдаться никто даже слушать не будет. И все ему всегда говорят: «Тебя Бог не примет, тебя Бог не примет, невозможно тебе спастись!» И всё!
И вдруг, оказывается, что есть единственный Человек, единственный на всём белом свете, который даёт ему шанс! И нам с вами тоже. И это Иисус. И вот Закхею надо Его увидеть! И самое поразительное, что Господь поднимает на него глаза и говорит: «Давай, слезай! Слезай скорее! Сегодня Мне надо быть у тебя в доме». Закхей только увидеть хотел, только, всего лишь, как мы говорим, одним глазком взглянуть! Но Бог даёт ему в миллион раз больше. Он даёт возможность действительно встретиться, познакомиться с Иисусом, услышать Его и принять Его в своём доме. Чего уж вообще никто не мог представить! И всякие «видевшие это» начинают роптать: «Зачем Он к нему пошёл? Таких не благословляют». И всё такое прочее. Так вот, Господь даёт намного больше на это движение сердца Закхея.
Я последние дни думаю о том, что мы тоже приходим на Литургию, ну может быть, хотя бы одним глазком взглянуть. И Господь даёт нам несопоставимо больше. И это то, что действительно питает нашу жизнь, питает наше сердце. Не потому, что мы это заслужили, не потому, что кто-то куда-то залез, а потому что таково сердце Христа. Он всегда даёт гораздо больше, чем то, на что ты мог бы даже надеяться, если ты пытаешься только увидеть, только к Нему прикоснуться. 
Ещё один момент, который надо заметить. Дело в том, что ну да, Закхей грешный человек (можно подумать, что все его окружающие сильно лучше, если и лучше, то несильно). Но посмотрите, люди, которые ропщут на Христа, как и мы христиане очень часто, думают так: «Ты сначала уши вымой, душу от грехов очисти, ещё, может, что-то сделай, а потом уж приходи, может, Бог на тебя посмотрит. А может, и не станет смотреть. Ты вот сначала поработай над собой, исполни Закон», и так далее. С Закхеем всё происходит ровно наоборот. Сначала Иисус ему говорит: «Мне к тебе надо, в твой дом. Давай, слезай, приходи. Давай поговорим». И только потом Закхей говорит: «Ну вот теперь я всё сделаю по Закону! Половину имения раздам нищим, кого чем обидел, воздам вчетверо». Как по Закону положено, это написано в Законе Моисеевом. 
То есть, всё по-другому! Ты сначала с Иисусом встречаешься, сначала Он даёт тебе своё присутствие, и потом ты можешь как-то выскользнуть из того беззакония, которое в твоей жизни происходит. По-другому не получится, по-другому будет попытка вытянуть себя за уши из болота, аки барон Мюнхгаузен. На самом деле, это возможно, только держась за Иисуса, только полагаясь по-настоящему на то, что, как Господь говорит: «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».
Ну и давайте помнить, что для Закхея много чего тогда кончилось. Кончилась его жизнь греховная, кончились ещё какие-то привычные вещи. Зато начинался совершенно новый путь, на котором он принят Иисусом, на котором он уже не всеми презираемый очевидный грешник, а человек, которого Иисус надеется взыскать и спасти. Как и всех нас. Аминь.
 

Расписание

12.03 Ср.

09:00 - Литургия Преждеосвященных Даров

13.03 Чт.
-
14.03 Пт.

09:00 - Литургия Преждеосвященных Даров

Новости

Мысли великих

Бойся Бога,- говорит Премудрый,- и заповeди Его храни (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.

Серафим Саровский

Объявления

Пожертвование на уставную деятельность