Тихвинский храм г. Троицка




Христианские праздники

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и "покаянных времен", датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов: неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней ("пасхальные пределы"): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются "двунадесятыми", или "дванадесятыми" (от слав. дванадесять – "двенадцать"). Пасха, как "праздников праздник", пребывает вне данной классификации.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непреходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Рождество Христово (7 января)

Богоявление, или Крещение Господне (19 января)

Сретение Господне (15 февраля)

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)

Преображение Господне (19 августа)

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи)

Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. 
Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении “великими”. К ним принадлежат:

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

Обрезание Господне и память св. Василия Великого (14 января)

Рождество Иоанна Крестителя (7 июля)

память первоверховных апп. Петра и Павла (12 июля)

Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября)

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство, отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам, святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. 
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща "местночтимым" праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников) Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

Расписание

21.11 Чт.

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

22.11 Пт.

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

23.11 Сб.

07:30 - Часы.

08:00 - Божественная литургия. Панихида.

16:00 - Всенощное бдение

Новости

Мысли великих

А я знаю, что Бог есть. Но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что "Бог есть" (а не что такое Он есть) "и ищущим Его воздает" (Евр. 11:6). Следовательно, сознание непостижимости Божией есть познание Божией сущности, и покланяемся постигнутому не в том отношении, какая это сущность, но в том, что эта сущность есть.

Василий Великий

Объявления

Пожертвование на уставную деятельность