Таинство Елеосвящения (Соборования)
Автор: священник Антоний Лакирев
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему», говорится в Послании апостола Иакова, брата Господня (Иак.5:14−15). Судя по этим словам, молитва об исцелении души и тела, которую мы сегодня называем таинством Соборования, совершалась с самого начала существования Церкви (послание ап. Иакова написано около 60 года первого века). Образ совершения этого таинства, естественно, менялся на протяжении прошедших с той поры двадцати столетий, но смысл его остается неизменным. В этом таинстве Господь по общей молитве Церкви исцеляет болезни людей, которые являются результатом наших грехов.
Человеческий грех, при всем разнообразии его проявлений, всегда заключается в одном и том же: это отказ человека жить любовью, это всегда преступление против любви к Богу, к людям и к Божьему творению. И это всегда отделяет нас от Бога, Который является источником нашей жизни. Злоба и потребительское отношение к Богу и ближнему, сосредоточенность на себе и своих мелочных интересах, жестокость и непрощение повреждают что-то очень важное и глубокое в нас, так что сила жизни уходит от нас, как вода сквозь пальцы. Вместо того, чтобы исполнить замысел Божий о нас, мы превращаемся тогда в перекормленных обезьян, вооруженных более или менее примитивными технологиями.
Но и кроме того, что человек несет на себе последствия собственных грехов − мы с самого начала приходим в уже поврежденный мир, лежащий в грехе. Трудно остаться невредимым в толпе, жонглирующей кирпичами; невозможно жить в этом мире и уберечься от последствий греха. И поэтому мы не просто подчинены законам природы, но становимся беззащитными перед ними. Человек, предающий собственное призвание, в самом деле становится рабом закона неубывания энтропии и хаос рано или поздно поглощает нас. И болезни, знаменующие собою нашу хрупкость и беззащитность перед смертью, являются прямым следствием нравственной поврежденности человека. Это логично и, наверное, правильно − но не такова воля Божья о нас.
«Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и был жив» − так возвестил Господь пророку Иезекиилю в 6 веке до Р.Х. (Иез. 33:11). Господь дарует прощение тем, кто просит об этом, и наша причастность к Богу, Источнику жизни, восстанавливается. Когда мы доверяем этому обещанию Божьему и прибегаем к Нему, Господь исцеляет и нашу нравственную поврежденность, и телесные болезни. Это происходит в Церкви, о которой Сам Господь сказал: где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них. Конечно, таинство Соборования не действует механически, само собой: Бог не машина, и человек не может управлять Им. Но если нам хватает мужества доверять Богу, мы можем впустить Его в нашу жизнь и дать Ему возможность действовать в ней.
Такова содержательная сторона таинства Соборования. В современной практике Православной Церкви образ совершения таинства включает чтение Слова Божьего, освящение масла (елея, от чего таинство и называют также Елеосвящением) и семикратное помазание участников таинства этим. Читаемые при Соборовании отрывки из Евангелия повествуют, главным образом, об исцелениях, которые во множестве совершал и продолжает совершать Господь Иисус Христос; тем самым нам дается возможность увидеть, что воля Божья всегда направлена к жизни, к исцелению и восстановлению целостности человека. Собственно молитвы таинства Соборования содержат прежде всего просьбу о прощении грехов каждого человека, всех, кто участвует в этом таинстве. Важно помнить, что мы молимся не только о самих себе, – тем более не только священники молятся о нас, – но все мы вместе, вся Церковь, молимся и друг о друге. Освященный елей является видимым знаком излияния милости Божьей (в греческом языке слова «масло» и «милость» звучат почти одинаково), и этим елеем помазываются лицо, грудь и руки человека. Лицо – в знак очищения взгляда, чтобы мы видели себя и свою жизнь, людей и Бога в правде. Грудь – в знак того, что дар милости Божьей исцеляет сердце человека. Руки – в знак исправления того, что мы делаем, наших поступков. Нужно заметить, что в определенных обстоятельствах, например – «страха ради смертнаго», т.е. в опасности смерти, таинство может совершаться и в более простой и краткой форме.
Каков бы ни был, однако, образ совершения таинства, христиане верят, что Господь по нашей общей молитве Своей милостью и Своим прощением исцеляет не только скорби наших тел, но и поврежденность духа. Поэтому при совершении таинства Соборования принято просить у Бога прощения и тех грехов, о которых мы знаем, и тех, которые мы не осознаем или не помним. Важно при этом еще раз повторить, что это не совершается автоматически; если мы не просим прощения за те грехи, о которых знаем, как может наше сердце освободиться от всех остальных? Таинство Соборования не заменяет собою исповеди, не заменяет верности Богу и исправления того в нашей жизни, что поддается исправлению. Церковь просит Бога об исцелении людей, но Бог не входит в жизнь того, кто Его сам не зовет.
С древности таинство Соборования совершалось над больными христианами индивидуально по необходимости; с середины 20 века в нашей стране возник обычай совершать его также и над всеми желающими (сразу многими) во время Великого Поста. Эта практика была обусловлена ненормальными обстоятельствами церковной жизни в эпоху хрущевских гонений, но с тех пор так прочно укоренилась в нашей жизни, что уже и не важно, почему она возникла. Сейчас это − возможность принести Богу свою жизнь и прибегнуть к Его милосердию, возможность, в которой нуждаются все верующие. В отличие от Соборования, которое совершается по необходимости в случае тяжких болезней, в «ежегодном» Соборовании принято участвовать один раз за Великий Пост, ведь если мы верим в действенность таинства, то одного раза достаточно, а если не верим − не поможет и тысяча раз.