Расписание

14.12

Пт

08:30 - Часы. Исповедь.

09:00 - Божественная литургия.

15.12

Сб

07:30 - Часы. Исповедь.

08:00 - Божественная литургия. Панихида.

16:00 - Всенощное бдение. Исповедь.

16.12

Вс

08:00 - Молебен о болящих.

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

Мысли великих

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.

Серафим Саровский

Предварительные исторические заметки по истории Тихвинской церкви в с. Богородском (г. Троицк)

Автор: Сергей Санков

С первой половины XVII века земля на Старокалужской дороге, значившаяся в разное время как Загонино, Княгинино, Ватутино, Яковлево, числилась за стряпчим Степаном Мироновичем Чепчуговым. Однако в 1620 году Княгинино (Загонино, Ватутина тож) отошли к князю Петру Александровичу Репнину, а часть сохранилась за сыном Чепчугова – Андреем Степановичем. К 1635 году Репнин построил на своей вотчине типичную для того времени боярскую усадьбу, которую обслуживали две семьи «деловых людей», и пять крестьянских дворов находились на приусадебном хозяйстве. В 1646 году за овдовевшей княгиней Ксенией Ивановной Репниной был тот же «двор боярский с деловыми людьми и 5 дворов крестьянских и бобыльских с 15 человек».

Княгинина пустошь, ныне Заречье, находилась на левом берегу Десны. Здесь в 1675 году боярин Иван Борисович Репнин начал строительство церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Пустошью в старину называли дальний от селения т.н. особняк – участок того же владельца, не входящий по своей дальности в надел. Это могли быть покосы, пашни, пасеки и т.д., что иначе именовалось залеж, а название Ватутинки происходит от уменьшительного ват (ведро, мера, кадь). До 1512 года старокалужские залежи находились в ведении Ростовской епархии и принадлежали Свято-Успенскому Княгинину женскому монастырю во Владимире, а затем, по просьбе монастырских старцев и духовенства, были выкуплены Великим князем Василием Иоанновичем для сдачи в аренду с выдачей ежегодной ватутины на содержание монастыря.

В окладных книгах Патриаршего казначейского приказа за 1677 год записано: «Прибыла церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския в московском уезде, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина, в селе Богородском, а по сказке тоя церкви, попа Авраама, положено дани с двух дворов поповых, с дьяконовского, боярского, да лучших крестьян с 10 дворов и с 5 дворов бобыльских, по указанной статье 10 алтын с деньгою, заезда гривна. И генваря в 13 день на нынешний на 185 и на прошлые 183 и 184 годы, всего на три годы, дани и заезда рубль 7 алтын с деньгою взято» (Патриаршая приказная книга 88, л. 272)

Сам Иван Борисович Репнин в своей сказке называет церковь как «строение… Ивана Петровича Репнина», т.е. своего двоюродного брата.

В 1678 году в дозорных книгах записано: «вотчина за боярином за князем Иваном Борисовичем Репниным село Богородское, в нем двор вотчинников, двор скотный».

О завершении хлопот по благоустройству Тихвинского храма в тех же дозорных книгах Патриаршего казначейского приказа за 1681 год говорится: «сентября в 4 день, по досмотру, церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския, да пределы: предел Сергия чудотворца, предел Александра Свирского, предел Великомученика Никиты, предел Прокопия Устюжского чудотворца камена нова; а по сказке боярина князя Ивана Борисовича Репнина вотчины ево села Богородского прикащика человека ево Тимофея Мижуева, та де церковь в Сосенском стану, Пехрянской десятины, церковное строение каменное боярина князя Ивана Петровича Репнина; а по досмотру старосты поповскаго Пехрянской десятины, вотчины Чудова монастыря села Станиславля, архангельского попа Федора Ильина, на антиминсе подписано: освящена во 183 году; а построена де вновь в том селе Богородском на вотчинной земле, на пустоши Княгининой; а попу и дьякону и дьячку на пропитание земли к церкви ничего не дано, а идет им боярской руги: попу денег 10 рублев, хлеба-ржи и овса 20 чети, дьякону 6 руб., да хлеба-ржи и овса 15 чети, дьячку 3 руб., хлеба-ржи и овса 5 чети; а попа и дьякона в то время дома не было, были на Москве; а пономарю идет месячины по осмине ржи, да полуосмины овса».

В 1688 году умер Иван Петрович Репнин. Имение Богородское досталось по завещанию «поручику потешной роты» Аниките, а через девять лет (1697) скончался и Иван Борисович. В монастырских книгах об этом сохранились соответствующие записи: «По приказу отца своего боярина князя Ивана Борисовича Репнина стольниками князьями Аникитой Ивановичем и Андреем Ивановичем Репниными» в Пафнутьев Боровский монастырь 3 апреля 1698 года был пожертвован ценнейший золотой крест с драгоценными камнями (изумрудами и алмазами) весом 3 фунта 55 золотников – «на помин души новопреставленного боярина Иоанна и сродников его…». 17 октября 1700 года в монастырскую ризницу поступили священные сосуды: потир, дискос, два блюда, лжица и рукоятка для копия – все золотые, с разными каменьями (изумрудами, яхонтами, алмазами, «среди них яхонт величиною с полвершка»). Все эти предметы были переданы «вдовой стольника князя Андрея Ивановича Репнина княгиней Татьяной Алексеевной по мужу своему. А весу в золоте с каменьями и финифтяными штуками семь фунтов семьдесят три золотника». Это последний из известных вкладов Репниных в Пафнутьев Боровский монастырь. Большинство из вышеперечисленных вещей были обнаружены рабочими при ремонте полов в помещении красного уголка (бывшая ризница) в 1956 году и с тех пор хранятся в Калужском областном краеведческом музее и в Государственном историческом музее в Москве (Памятники культуры. – М.: Искусство, 1977. – С. 269-273).

Дальнейшие сведения о Богородском не отличаются разнообразием: «В приходе церкви Тихвинския Богородицы в 1703 году состояло 20 дворов, попу с причетниками выдавалось руги на пропитание денег по 15 руб., хлеба 35 четвертей. При церкви были священники: Григорий Васильев (1703-1704), Иван Федоров (1709), дьячок Христофор Алексеев (1703-1704)».

«В селе Богородском в 1704 году находились дворы: вотчинников, прикащичий, скотный и конюшенный, а в деревне Ватутенки числилось 29 дворов крестьянских».

В 1732 году Богородское было продано Василию Борисовичу Толстому, который и построил ныне существующую церковь. По невыясненной причине усадьба Репниных с храмом в это время уже не числилась как существующая. Место старой княжеской церкви Толстой отметил камнем с высеченным крестом. Он же учредил в храмовый день Тихвинской иконы Богоматери ярмарку. После полного разорения и сожжения усадьбы французами в 1812 году сёстры Толстые, дочери Василия Борисовича, уступили имение своему брату Александру Васильевичу Толстому за 16 тысяч рублей.

Об одном из настоятелей Тихвинской церкви упоминается в метрических книгах соседнего храма Воскресения Словущего: «Села Клокова помре священник Даниил Адрианов по христианской должности (был настоятелем с 1790 по 23 апреля 1829 года – прим. С.С), коему от роду было 70 лет. Погребен на кладбище. Оное погребение исправляли: села Хатминок священник Петр Петров, села Пучково священник Петр Деомидов, села Ватутенок священник Иван Федоров…» (Воскресенская, села Клокова, Подольского уезда, церковь. Описание по историческим источникам. Составил священник А. Ключарев. – М. 1899).

Из материалов школьного музея в Ватутинках известно, как в 1911 году жители расставались с о. Николаем (Румянцевым), бывшим много лет настоятелем Тихвинской церкви, – его перевели вторым священником в великолепную княжескую церковь села Николо-Архангельского Балашихинского уезда. После литургии в родном храме состоялось трогательное прощание настоятеля со своей паствой. В памятном Адресе благодарные прихожане, перечисляя труды батюшки, отмечали: «…у нас не было школы – с Вами явилась и школа. Видя, как народ страдает от пьянства, Вы вступили на бой с этим бичом народным – и открылось у нас общество трезвости. Ваше участие в обществах пчеловодства, животноводства и мелкого кредита говорит о Вашем стремлении к распространению практических знаний. Нет слов, чтобы выразить нашу печаль при расставании с Вами». Барон Черкасов подарил многодетной семье священника корову, затем всё село с искренней грустью вышло провожать так полюбившегося всем отца-настоятеля. На его место заступил выпускник Московской духовной семинарии о. Феодор (Грудаков).

Библиография

1. Беднажевская Н.И., зав. Троицким горархивом. Сельцо Троицкое и его окрестности. 1620-1928. – Самиздат, 1997.
2. Е.М. Поспелов. Названия подмосковных городов, сёл и рек. – М.: ИД «Муравей», 1999.
3. ЦГАМО, ф. 5739, оп. 1, д. 69, л. 740.
4. ЦГАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 502, л. 34.
5. ЦГАМО, ф. 5739, оп. 1, д. 165, л. 5, 9, 11.