Расписание

24.09

Пн

25.09

Вт

26.09

Ср

08:30 - Часы. Исповедь.

09:00 - Божественная литургия.

18:00 - Всенощное бдение. Исповедь.

Мысли великих

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим - снисходительным.

Амвросий Оптинский

Предварительные исторические заметки по истории Тихвинской церкви в с. Богородском (г. Троицк)

Автор: Сергей Санков

С первой половины XVII века земля на Старокалужской дороге, значившаяся в разное время как Загонино, Княгинино, Ватутино, Яковлево, числилась за стряпчим Степаном Мироновичем Чепчуговым. Однако в 1620 году Княгинино (Загонино, Ватутина тож) отошли к князю Петру Александровичу Репнину, а часть сохранилась за сыном Чепчугова – Андреем Степановичем. К 1635 году Репнин построил на своей вотчине типичную для того времени боярскую усадьбу, которую обслуживали две семьи «деловых людей», и пять крестьянских дворов находились на приусадебном хозяйстве. В 1646 году за овдовевшей княгиней Ксенией Ивановной Репниной был тот же «двор боярский с деловыми людьми и 5 дворов крестьянских и бобыльских с 15 человек».

Княгинина пустошь, ныне Заречье, находилась на левом берегу Десны. Здесь в 1675 году боярин Иван Борисович Репнин начал строительство церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Пустошью в старину называли дальний от селения т.н. особняк – участок того же владельца, не входящий по своей дальности в надел. Это могли быть покосы, пашни, пасеки и т.д., что иначе именовалось залеж, а название Ватутинки происходит от уменьшительного ват (ведро, мера, кадь). До 1512 года старокалужские залежи находились в ведении Ростовской епархии и принадлежали Свято-Успенскому Княгинину женскому монастырю во Владимире, а затем, по просьбе монастырских старцев и духовенства, были выкуплены Великим князем Василием Иоанновичем для сдачи в аренду с выдачей ежегодной ватутины на содержание монастыря.

В окладных книгах Патриаршего казначейского приказа за 1677 год записано: «Прибыла церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския в московском уезде, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина, в селе Богородском, а по сказке тоя церкви, попа Авраама, положено дани с двух дворов поповых, с дьяконовского, боярского, да лучших крестьян с 10 дворов и с 5 дворов бобыльских, по указанной статье 10 алтын с деньгою, заезда гривна. И генваря в 13 день на нынешний на 185 и на прошлые 183 и 184 годы, всего на три годы, дани и заезда рубль 7 алтын с деньгою взято» (Патриаршая приказная книга 88, л. 272)

Сам Иван Борисович Репнин в своей сказке называет церковь как «строение… Ивана Петровича Репнина», т.е. своего двоюродного брата.

В 1678 году в дозорных книгах записано: «вотчина за боярином за князем Иваном Борисовичем Репниным село Богородское, в нем двор вотчинников, двор скотный».

О завершении хлопот по благоустройству Тихвинского храма в тех же дозорных книгах Патриаршего казначейского приказа за 1681 год говорится: «сентября в 4 день, по досмотру, церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския, да пределы: предел Сергия чудотворца, предел Александра Свирского, предел Великомученика Никиты, предел Прокопия Устюжского чудотворца камена нова; а по сказке боярина князя Ивана Борисовича Репнина вотчины ево села Богородского прикащика человека ево Тимофея Мижуева, та де церковь в Сосенском стану, Пехрянской десятины, церковное строение каменное боярина князя Ивана Петровича Репнина; а по досмотру старосты поповскаго Пехрянской десятины, вотчины Чудова монастыря села Станиславля, архангельского попа Федора Ильина, на антиминсе подписано: освящена во 183 году; а построена де вновь в том селе Богородском на вотчинной земле, на пустоши Княгининой; а попу и дьякону и дьячку на пропитание земли к церкви ничего не дано, а идет им боярской руги: попу денег 10 рублев, хлеба-ржи и овса 20 чети, дьякону 6 руб., да хлеба-ржи и овса 15 чети, дьячку 3 руб., хлеба-ржи и овса 5 чети; а попа и дьякона в то время дома не было, были на Москве; а пономарю идет месячины по осмине ржи, да полуосмины овса».

В 1688 году умер Иван Петрович Репнин. Имение Богородское досталось по завещанию «поручику потешной роты» Аниките, а через девять лет (1697) скончался и Иван Борисович. В монастырских книгах об этом сохранились соответствующие записи: «По приказу отца своего боярина князя Ивана Борисовича Репнина стольниками князьями Аникитой Ивановичем и Андреем Ивановичем Репниными» в Пафнутьев Боровский монастырь 3 апреля 1698 года был пожертвован ценнейший золотой крест с драгоценными камнями (изумрудами и алмазами) весом 3 фунта 55 золотников – «на помин души новопреставленного боярина Иоанна и сродников его…». 17 октября 1700 года в монастырскую ризницу поступили священные сосуды: потир, дискос, два блюда, лжица и рукоятка для копия – все золотые, с разными каменьями (изумрудами, яхонтами, алмазами, «среди них яхонт величиною с полвершка»). Все эти предметы были переданы «вдовой стольника князя Андрея Ивановича Репнина княгиней Татьяной Алексеевной по мужу своему. А весу в золоте с каменьями и финифтяными штуками семь фунтов семьдесят три золотника». Это последний из известных вкладов Репниных в Пафнутьев Боровский монастырь. Большинство из вышеперечисленных вещей были обнаружены рабочими при ремонте полов в помещении красного уголка (бывшая ризница) в 1956 году и с тех пор хранятся в Калужском областном краеведческом музее и в Государственном историческом музее в Москве (Памятники культуры. – М.: Искусство, 1977. – С. 269-273).

Дальнейшие сведения о Богородском не отличаются разнообразием: «В приходе церкви Тихвинския Богородицы в 1703 году состояло 20 дворов, попу с причетниками выдавалось руги на пропитание денег по 15 руб., хлеба 35 четвертей. При церкви были священники: Григорий Васильев (1703-1704), Иван Федоров (1709), дьячок Христофор Алексеев (1703-1704)».

«В селе Богородском в 1704 году находились дворы: вотчинников, прикащичий, скотный и конюшенный, а в деревне Ватутенки числилось 29 дворов крестьянских».

В 1732 году Богородское было продано Василию Борисовичу Толстому, который и построил ныне существующую церковь. По невыясненной причине усадьба Репниных с храмом в это время уже не числилась как существующая. Место старой княжеской церкви Толстой отметил камнем с высеченным крестом. Он же учредил в храмовый день Тихвинской иконы Богоматери ярмарку. После полного разорения и сожжения усадьбы французами в 1812 году сёстры Толстые, дочери Василия Борисовича, уступили имение своему брату Александру Васильевичу Толстому за 16 тысяч рублей.

Об одном из настоятелей Тихвинской церкви упоминается в метрических книгах соседнего храма Воскресения Словущего: «Села Клокова помре священник Даниил Адрианов по христианской должности (был настоятелем с 1790 по 23 апреля 1829 года – прим. С.С), коему от роду было 70 лет. Погребен на кладбище. Оное погребение исправляли: села Хатминок священник Петр Петров, села Пучково священник Петр Деомидов, села Ватутенок священник Иван Федоров…» (Воскресенская, села Клокова, Подольского уезда, церковь. Описание по историческим источникам. Составил священник А. Ключарев. – М. 1899).

Из материалов школьного музея в Ватутинках известно, как в 1911 году жители расставались с о. Николаем (Румянцевым), бывшим много лет настоятелем Тихвинской церкви, – его перевели вторым священником в великолепную княжескую церковь села Николо-Архангельского Балашихинского уезда. После литургии в родном храме состоялось трогательное прощание настоятеля со своей паствой. В памятном Адресе благодарные прихожане, перечисляя труды батюшки, отмечали: «…у нас не было школы – с Вами явилась и школа. Видя, как народ страдает от пьянства, Вы вступили на бой с этим бичом народным – и открылось у нас общество трезвости. Ваше участие в обществах пчеловодства, животноводства и мелкого кредита говорит о Вашем стремлении к распространению практических знаний. Нет слов, чтобы выразить нашу печаль при расставании с Вами». Барон Черкасов подарил многодетной семье священника корову, затем всё село с искренней грустью вышло провожать так полюбившегося всем отца-настоятеля. На его место заступил выпускник Московской духовной семинарии о. Феодор (Грудаков).

Библиография

1. Беднажевская Н.И., зав. Троицким горархивом. Сельцо Троицкое и его окрестности. 1620-1928. – Самиздат, 1997.
2. Е.М. Поспелов. Названия подмосковных городов, сёл и рек. – М.: ИД «Муравей», 1999.
3. ЦГАМО, ф. 5739, оп. 1, д. 69, л. 740.
4. ЦГАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 502, л. 34.
5. ЦГАМО, ф. 5739, оп. 1, д. 165, л. 5, 9, 11.