Расписание

18.11

Сб

07:30 - Часы. Исповедь.

08:00 - Божественная литургия. Панихида.

16:00 - Всенощное бдение. Исповедь.

19.11

Вс

08:00 - Молебен о болящих.

08:30 - Часы.

09:00 - Божественная литургия

20.11

Пн

Мысли великих

От бдительного хранения сердца раждается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8).

Серафим Саровский

Пространство храма. Иконостас

Автор: священник Антоний Лакирев

Убранство Тихвинского храмаГосподь Иисус Христос на вопрос о том, в каком именно месте следует поклоняться Богу, сказал: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…» (Ин. 4:23). Тем самым Он отменил древний обычай избирать для поклонения какое-то особое, священное место, отличая его от всего остального мира. Напротив, весь мир становится для учеников Христа храмом Божьим, местом, где человек встречается с Самим Творцом.

Первоначально ученики Христа прямо следовали этим Его словам и собирались для молитвы в обычных домах. При небольшом количестве христиан это было достаточно удобно и, в то же время, безопасно – ведь с самого начала Церковь Христова подвергалась жестоким гонениям. Нередко христиане собирались для молитвы на кладбищах (в Римской империи). Однако, когда гонения ослабли, а количество христиан увеличилось, стало трудно отыскать дом, который мог бы вместить всю общину христиан. Поэтому еще до 313 года, когда христиане Римской империи получили свободу, они начали покупать или строить для себя специальные помещения. Обычно это были базилики – общественные здания той эпохи, вместительные и недорогие. В сущности, структура христианского храма унаследовала основные архитектурные особенности именно этих римских общественных зданий.

В современном храме, как и в древней базилике, есть основное пространство, где располагаются члены христанской общины, есть притвор, своего рода прихожая, служащая для самых разных «технических» целей, и расположенный на возвышении в дальней от входа части алтарь. Именно алтарь является главной, центральной частью любого храма. В центре алтаря находится престол, на котором совершается таинство Евхаристии (благодарения), главное в христианской жизни. Обычно на престоле находятся немногие вещи, наиболее значимые и чтимые для христиан. В первую очередь, на престоле хранится главная святыня – Тело и Кровь Христовы, – Хлеб и Вино, освященные в таинстве Евхаристии. В древности, когда местом для собраний христиан служил частный дом, престол действительно находился в центре помещения; лишь впоследствии, из-за многолюдства, его стали сдвигать в противоположную от входа сторону.Иконостас Тихвинского храма

В древних православных храмах римской и византийской эпох алтарное пространство отделялось от остального храма невысоким барьером (алтарной преградой), примерно в половину человеческого роста. Подобная преграда существовала в римских общественных зданиях еще до того, как они стали использоваться христианами. Уже в 4 веке христиане стали ставить иконы на эту алтарную преграду, или вешать их на брус, который тянулся над нею на специальных столбах. К середине первого тысячелетия сложился обычай помещать на алтарной преграде две главные иконы – изображения Самого Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. В алтарной преграде устраивались обычно три прохода: один в середине и два более узких по бокам. Такое строение алтарной преграды сохранялось в православном мире до 15 века; западные христиане сохранили его и доныне.

Начиная с 15 века в православных странах, особенно в России, количество икон на алтарной преграде начинает увеличиваться. Отчасти это связано с архитектурными особенностями храмов: в деревянных храмах на Руси алтарь отделялся от храма бревенчатой стеной, поместить иконы на которую было очень естественно. Но этому была и другая причина: христиане начинают рассматривать весь храм как икону, образ мироздания. Поэтому в византийских храмах в росписи купола появляются небесные образы, а на нижней части можно встретить изображения более земных вещей. Иконостас в таком храме становится своего рода местом встречи неба и земли, функция его изображений не в том, чтобы скрыть алтарь от «посторонних» взглядов, а в том, чтобы напомнить молящимся христианам о тех, кто не небе молится вместе с нами.

Деисусный чин Русский «высокий» иконостас содержит в себе поэтому совершенно определенные образы. Нижний ряд икон (расположенный там, где когда-то была алтарная преграда) по-прежнему, как и в древности, включает в себя иконы Спасителя и Божьей Матери, расположенные по сторонам от центрального входа в алтарь (т. наз. Царских врат). Кроме того, в этом ряду помещают (справа от иконы Христа) икону, изображающую праздник или святого, которым посвящен храм. На боковых дверях алтаря обычно располагаются изображения архангелов (чаще всего – Михаила и Гавриила), являющихся вестниками от Бога к людям. Часто на боковых дверях изображают святых диаконов Стефана и Лаврентия, знаменитых служителей древней Церкви.

В следующем, втором снизу ряду икон в иконостасе помещаются изображения главных событий жизни Христа. В центре этого ряда икон – образ Тайной вечери. Поскольку изображенные здесь события являются основными христианским праздниками, этот ряд и получил название праздничного. Следующий, третий снизу ряд икон изображает святых, молящихся Христу вместе с нами. Здесь в центре – икона Христа, сидящего на троне, а по сторонам от Него – молящиеся Матерь Божья и Иоанн Предтеча, апостолы и другие святые. От искаженного греческого слова «деисис» (моление) этот ряд получил название «деисус» или «деисусный чин». Самый верхний, четвертый ряд икон изображает ветхозаветных пророков, чья проповедь возвещала грядущее воплощение Сына Божьего. Поэтому в центре этого ряда располагается икона Божьей Матери с Младенцем Иисусом, а по сторонам от нее – наиболее известные и чтимые пророки. Этот ряд, естественно, называется пророческим. Над всем иконостасом (иногда – уже на стене над ним) помещается Распятие. В наиболее развитой форме «высокий» иконостас может включать еще и изображения дохристианских мыслителей, не знавших Христа, но косвенно служивших Его делу. Эти изображения помещают под местным рядом, над самым полом.

Структура иконостаса в таком виде определяется главной идеей: православный храм – это место, где совершается самое главное таинство в истории мира, где собираются вместе все верные Богу – как живущие сейчас на земле, так и уже находящиеся в Царстве Небесном. Современные православные храмы не всегда содержат полный «высокий» иконостас. Часто можно увидеть только нижний («местный») и праздничный ряды. Это зависит и от объективных архитектурных условий, и от субъективных предпочтений христиан. Тем не менее, храм всегда остается местом, где ученики Христа собираются вместе, чтобы встретиться с Ним Самим.